Профессиональные принципы детского психолога
Поскольку специалист работает с детьми, у него есть четкие принципы, что дозволено допускать в работе, а что нет:
- Конфиденциальность. Все произнесенное не покинет кабинета психолога, останется между ним и его клиентами.
- Беспристрастность восприятия. Хорошего специалиста ничто не может шокировать или смутить.
- Отсутствие оценки. Психолог не может быть предвзятым оценщиком и навешивателем ярлычков.
- Осведомленное согласие. Специалист разъясняет родителям маленького пациента суть техник и методик, которые собирается применить к их ребенку.
- Еще один принцип звучит так – «не навреди!». Если специалист не уверен в безопасности методики, он отказывается от нее. Кроме того, психолог не применяет техники, которыми плохо владеет.
Проблемы современного ребенка
У современных детей, особенно в больших городах, выявляется множество трудностей и проблем в социуме:
- особенности поведения: агрессивность, непредсказуемость, упрямство, гиперактивность;
- тревожность, неуверенность в себе;
- нарушения познавательных процессов – мышления, памяти, речи, внимания;
- психосоматические проблемы и вредные привычки – грызет ногти, теребит волосы, сосет палец, ручку;
- низкая успеваемость, невнимательность, неусидчивость, сложности адаптации;
- трудности общения со сверстниками и взрослыми, ревность к братьям и сестрам.
Выявление родителями некоторых из этих проблем – повод записаться на прием к детскому психологу в клинику «Рецепт свободы» в Люберцах.
Когда нужно обратиться к детскому психологу
В разные периоды жизни детей есть вехи, которые можно назвать «красными флажками», или потенциально опасными. В такие моменты детская психика особенно уязвима и нуждается в аккуратной коррекции. Это:
- Подготовка к школе, во время стрессового перехода из детского сада в первый класс. Социальный статус ребенка меняется – из беззаботного малыша он превращается в школьника с обязанностями и другим режимом дня.
- Трудности подросткового периода. Немногие родители могут справиться с бунтующим тинейджером, отвергающим всё и всех. Без помощи специалиста, который подскажет, как взаимодействовать с подростком, не обойтись.
- Смерть близкого человека, которого ребенок любил. Маленькие дети не могут осознать, что такое смерть, но они бывают напуганы эмоциями, которые выражают родители. Дети постарше понимают, что происходит во время прощания с близким, и ситуация может спровоцировать серьезный стресс и депрессию.
- Другие травмирующие вещи – ссоры родителей, развод и даже рождение другого ребенка, потенциального соперника.
- Внешние стрессовые ситуации – природные катаклизмы, авария с участием ребенка, военные действия, когда он оказывается в эпицентре событий.
Даже если травмирующее событие произошло давно и ребенок не выказывает внешних признаков стресса, он может в глубине души всегда помнить о пережитом потрясении. Это впоследствии отразится на взрослеющей личности.
Если ребенка в глубоком детстве напугала собака, у него через годы, кроме страха перед собаками, может развиться логоневроз с негативными последствиями:
- неуверенность в себе;
- боязнь публичных выступлений;
- страх перед новыми отношениями, перед собеседованием на новую работу;
- превращение в интроверта, замкнутость;
- боязнь выставить себя в глупом свете.
Этих последствий можно избежать, если сразу показать малыша детскому психологу. Специалист аккуратно поработает с ситуацией и нивелирует возможные последствия.
В жизни обычного подростка можно обозначить три глобальные проблемы:
- Отсутствие взаимопонимания со сверстниками и родителями.
- Неумение справляться со стрессами.
- Неприятие собственного тела, меняющегося под воздействием гормонов.
- Подросток чувствует себя в противостоянии враждебному миру. Опытный специалист научит его контактировать с окружающими.
- Инструменты и методы работы детского психолога
Специалист проводит консультации и занятия в следующих форматах:
- индивидуальные занятия с ребенком – арт-, игротерапия, песочная и сказкотерапия;
- приватные беседы с родителями и групповые тренинги, семинары;
- групповые детские занятия.
С разными возрастами психолог работает по разному: с маленьким детьми – в игровой форме, с подростками строится диалог нарочито на равных.
Психолог работает над пониманием психодиагностики ребенка, для чего раскрывает его личность и особенности характера. Маленький ребенок не может рассказать о себе, поэтому специалист использует разные техники, упражнения, которые помогут разобраться в характере пациента.
Для психолога важно вникнуть в психодиагностику стилей воспитания в конкретной семье – какая в ней система поощрения, наказания, есть ли авторитет у детей среди старшего поколения. Эти знания помогут лучше понять детские и взрослые проблемы взаимоотношений.
Главным инструментом работы психолога является речь. Среди других:
- психодиагностические тесты, опросники;
- предметы для игротерапии – машинки и куклы, конструкторы, пластилин, фигурки животных;
- песочница с песком – для песочной терапии;
- краски, маркеры, карандаши – для арт-терапии;
- боксерская груша – для работы с детской агрессией.
Используя эти интересные, привлекательные для детей вещи, психолог незаметно для маленьких пациентов работает с ними.
Как работает детский психолог
Специалист должен научить ребенка правильно воспринимать себя в мире, и мир вокруг. Хороший психолог находит общий язык с трудным ребенком или подростком и настраивает его на доверительное общение.
На первой встрече происходит знакомство с родителями и маленьким пациентом. Первичная беседа незаметно перетекает в психологическую диагностику для выявления проблем, не только озвученных, но, что важней, – скрытых.
В ходе первой встречи психолог выясняет для себя следующие моменты:
- в какой форме лучше проводить занятия;
- сколько примерно понадобится встреч;
- направление работы, оптимальные методики.
Если он выявляет проблемы, которые не относятся к его профессиональной сфере, то привлекает других специалистов – психотерапевта, логопеда, клинического психолога и нейропсихолога или сомнолога.
Детский психолог рекомендует и родителям присоединиться к терапии. Он дает советы и задания, как вести себя дома, чем занять ребенка, как реагировать на срывы.